Социальный конструкт

КТО: Питер Людвиг Бергер, Томас Лукман
ГДЕ: «Социальное конструирование реальности»
КОГДА: 1966 год

В последнее время мы часто слышим выражение «социальный конструкт». Так говорят про гендер (кажется, чаще и прежде всего), любовь, нацию, семью, государство и другие привычные нам элементы действительности. Значит ли это, что все перечисленное не существует «на самом деле», а является лишь результатом чьей-то свободной воли, иллюзией, выдумкой?

Социальный конструкт — это результат общественных отношений. Это то, что не существует в отрыве от человеческой культуры: не дано природой, не предзадано объективной реальностью. Но это и не результат прямых договоренностей или чьих-то волевых решений. Чтобы разобраться в понятии, нужно обратиться к направлению социологической мысли, в рамках которой оно возникло.

Эта концепция в общем виде была предложена Питером Людвигом Бергером и Томасом Лукманом в их совместной книге «Социальное конструирование реальности», вышедшей в 1966 году. Их работа принадлежит социологии знания, причем знания не научного, а повседневного.

Основной вопрос, на который отвечают авторы: как так получается, что некоторые феномены кажутся нам само собой разумеющимися? Этот вопрос остро встает, когда мы замечаем социальную относительность любого знания.  То, что «реально» и «очевидно» для тибетского монаха, совершенно не является таковым для американского бизнесмена,  — приводят пример Бергер и Лукман.

Социальный конструкт

Питер Людвиг Бергер

Социальный порядок, то есть устройство общества, — это продукт человеческой деятельности, причем не финальный результат, а непрерывный процесс производства. И этот процесс не является частью «природы вещей», он зависит от субъективных значений, который привносят его участники.

Бергер и Лукман пишут:  «Все социальные феномены — конструкции, созданные человеком в ходе исторического развития».  Соответственно, и любое знание, даже кажущееся самоочевидным, происходит из социальных взаимодействий и поддерживается ими же.

Книга Бергера и Лукмана положила начало социальному конструктивизму, в котором исследователи пытаются понять, как создается воспринимаемая нами социальная реальность. Социальный конструктивизм признает важную роль языка в этих процессах и вносит свой вклад в «лингвистический поворот». Именно язык, по Бергеру и Лукману, делает мир объективным:  «Язык реализует мир в двояком смысле слова: он его постигает и он его производит». 

Социальный конструкт

Томас Лукман

Чтобы объяснить, как социальные конструкты функционируют, обратимся к конкретным примерам. Возьмем популярную фразу «гендер — это социальный конструкт». За ней стоит история развития подходов к осмыслению гендера: от представлений о гендере как о культурном отражении биологического пола к полному отказу от «естественных» оснований для формирования гендера.  Если в 1970-х считалось, что любые гендерные отношения являются производными от анатомических характеристик, то затем такой биологический детерминизм был поставлен под сомнение. 

С распространением социально-конструктивистского подхода гендер стали рассматривать как то, что производится в процессе интеракции, как одновременно условие и результат повседневных взаимодействий. Появляется понятие «гендерный дисплей» — это то, как выглядят и ведут себя люди в соответствии со своим гендером, включая манеры, одежду, мимику, стиль речи, способы презентации себя и своего тела. Люди усваивают и воспроизводят гендерные нормы, но также создают и пересоздают их.

Позже и категорию пола стали рассматривать как сконструированную, а вовсе не объективно существующую. Во-первых, потому, что наша культура определяет то, как мы ощущаем свое тело и как нашему телу позволено проявлять себя. А во-вторых, наши представления об анатомии и биологических процессах тоже сформированы под влиянием социальных норм.

Например, то, как описывается в научных текстах оплодотворение яйцеклетки, отражает наши культурные представления о гендере: пассивная яйцеклетка ожидает активных соревнующихся сперматозоидов, из которых побеждает самый быстрый.

Итак, когда тот или иной феномен называют социальным конструктом, это не значит, что он менее реален. Ведь социально сконструированная реальность и есть та самая реальность, в которой мы живём. Не значит это и то, что феномен можно легко отвергнуть: этому будет сопротивляться социальный порядок, в который он встроен.

Однако это значит, что феномен не универсален, обусловлен множеством факторов и, главное, подвержен изменениям. Добавляя к его интерпретации собственные значения, мы не моментально меняем его, но вносим свой вклад в конструирование реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поддержите Журнал «Тезис» на Patreon!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ