Эффект Зейгарник
КТО: Джон Уильям Аткинсон
ГДЕ: «The achievement motive and recall of interrupted and completed tasks», Journal of Experimental Psychology
КОГДА: 1953 год
Однажды Блюма Зейгарник, студентка философского факультета Берлинского университета, обедала в кафе со своими однокурсниками и Куртом Левином, руководителем семинара по психологии. Они обратили внимание, что официант, принимая заказы, ничего не записывал. Когда гости попросили счет, он легко назвал все блюда и выдал чек.
Через полчаса Курт Левин подозвал официанта и попросил его еще раз перечислить все, что они заказывали. «Я не помню», — ответил тот в замешательстве. — «Вы уже оплатили заказ».
Этот феномен так заинтересовал студентку и ее руководителя, что они провели ряд экспериментов, чтобы проверить гипотезу: незаконченные действия запоминаются лучше, чем законченные.
Во время экспериментов Зейгарник давала испытуемым разнообразные задания: перематывать нитки, складывать бумаги, рисовать вазы. Часть заданий добровольцам позволяли завершить, а часть — прерывали, отвлекая участников и предлагая им приступить к следующему. Через некоторое время испытуемых просили вспомнить как можно больше заданий. Оказалось, что незавершенные задачи участники запоминали в два раза лучше, чем завершенные.
Как объясняла Зейгарник, когда человек начинает выполнять задачу, в памяти возникает напряжение, которое сохраняется до тех пор, пока задача не будет решена. Это напряжение облегчает доступ к задаче и делает ее легко запоминающейся — чтобы вернуться к ней после перерыва и наконец решить.
Результаты экспериментов Зейгарник опубликовала в 1927 году в журнале «Psychologische Forschung» («Психологические исследования»). Это была ее докторская диссертация, за которую она получила степень PhD. Так как Зейгарник родилась в Российской империи, в 1931-м она приехала в СССР. Там она стала работать в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины вместе со Львом Выготским.
Несмотря на то что ее работы часто цитировали, термин «эффект Зейгарник» появился только 16 лет спустя — впервые его использовал Джон Уильям Аткинсон в 1953 году. В своей диссертации он писал, что если для человека важно чувство успеха, то он запомнит незавершенное действие и вернется к нему ради достижения цели, а если важно избежать чувства неудачи — скорее всего нет.
Работа Зейгарник стала одной из отправных точек для развития гештальт-терапии (от нем. Gestalt — целостный образ), которая базируется на том, что завершенность и целостность вызывают у человека ощущение удовлетворенности. Только законченные дела становятся опытом: психика «расслабляется» после того, как в голове формируется завершенный образ задачи или ситуации.
Сейчас эффект Зейгарник успешно используют в рекламе и маркетинге — стимулируют к покупке. Чтобы привлечь внимание, в рекламных роликах пропускают что-то важное, вынуждая нас искать информацию либо в интернете, либо в самом магазине.
Эту же стратегию применяют в телешоу и сериалах, когда очередная серия заканчивается на самом интересном месте или за пять минут до конца включается рекламный ролик, — мы вынуждены его смотреть, чтобы узнать, чем кончилось дело.
Эффект Зейгарник используют в программах и приложениях, чтобы мы легче и быстрее к ним адаптировались. Разработчики вводят элементы геймификации, например, «трекеры прогресса», которые показывают, насколько мы близки к завершению задачи. Если вы видите, что ваш профиль в социальной сети заполнен на 70%, то с большой вероятностью потратите немного времени и укажете недостающую информацию.