Мужской взгляд
В 1970-х британская исследовательница Лаура Малви провела анализ голливудского кино и обратила внимание, что женский образ часто подается через призму мужского восприятия. Женщина-зритель в этом случае тоже вынуждена смотреть на экран «мужским взглядом» камеры. Работа Малви произвела эффект разорвавшейся бомбы, представив привычные фильмы по-новому, а термин «мужской взгляд» прочно вошел в феминистскую теорию кино. Разбираемся, как, по мнению Малви, экран способен формировать и поддерживать патриархальные установки.
КТО: Лаура Малви
ГДЕ: «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф»
КОГДА: 1975 год
Революционное эссе британской исследовательницы, феминистки и теоретика кино Лауры Малви (род. в 1941) вышло в 1975 году в научном журнале Screen. В своей работе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» она разбирает голливудские фильмы, опираясь на психоаналитический подход Зигмунда Фрейда и его последователя Жака Лакана. Малви представляет традиционный кинематограф как искусство, которое чаще всего создавалось мужчинами для мужчин. Женщина в этом контексте нередко выступает не более чем объектом вожделения. Феномен, описанный Малви, получил название «мужской взгляд» — male gaze.
В эссе Лаура Малви, ссылаясь на работы Фрейда (в частности, на «Три очерка по теории сексуальности»), размышляет, что мир Голливуда в огромной степени базируется на скопофилии и вуайеризме с одной стороны и нарциссизме — с другой. При этом в эротическом подтексте традиционного кино используется язык, который соответствует доминирующему патриархальному укладу.
Лаура Малви
«Камера работает на маскулинного зрителя», — пишет Малви. Кино создано таким образом, чтобы одновременно угодить двум типам зрителей. Первый по своей природе склонен больше подсматривать за личной жизнью героев. Второй отождествляет свое либидинальное эго с объектом на экране.
Результатом этой дихотомии чаще всего становится сексуальная объективация женщины-героини, которая выступает пассивным строительным материалом для активного мужского взгляда. При этом женщина-зритель часто заимствует навязанное ей патриархальное мировоззрение и со временем попросту перестает замечать какие-либо отклонения в фильмах.
Чтобы составить более полное представление о личности Малви, важно упомянуть, что незадолго до написания эссе она участвовала в акции протеста против конкурса «Мисс мира», который прошёл в Лондоне в 1970 году. Конкурс основывался на тех же принципах объективации женщин, только в более выраженной форме.
Хотя эссе Лауры Малви появилось на фоне второй волны феминизма и расцвета гендерных исследований 1970-х годов, оно подвергалось критике. В результате в 1981 году Малви выпустила постскриптум к своей работе, где пересмотрела ряд выдвинутых положений — например, отрицание возможности визуального удовольствия для зрительниц.
Каким же образом кинематограф способен управлять визуальным наслаждением? Один из излюбленных приемов в фильмах ужасов — охота мужчины-убийцы за женщиной-жертвой. При этом женщина чаще всего служит сексуализированным объектом, что лишь подчеркивает ее беспомощность. Подобный прием есть и у классика жанра Альфреда Хичкока в фильме «Психо» (1960), и у современных режиссеров, например, в «Невидимке» (2000) Пола Верховена.
По мнению Малви, наиболее выражена маскулинная репрезентация женщины в голливудских драмах film noir, подаривших нам образ femme fatale. Впоследствии сексапильная героиня из американского кино 1940–1950-х перешла и в Европу. Европейцы доказали, что они умеют снимать не хуже: образ роковой женщины успешно повторил Федерико Феллини в «Сладкой жизни» (1960). Настолько успешно, что фильм вызвал скандал. А одним из идеалов femme fatale стала Софи Лорен.
Если говорить об СССР, цензура в советском кинематографе сыграла женщинам на руку: в советских фильмах подобной яркой объективации все-таки не было. Но зритель с удовольствием «подсматривал» за иностранным кино. Ту же Софи Лорен не раз приглашали в Советский Союз. На Московском кинофестивале 1965 года она получила приз как лучшая актриса.
В СССР была популярна эротическая серия картин о приключениях Анжелики, «маркизы ангелов», — французская экранизация Бернара Бордери, выходившая с 1964 года. Так male gaze постепенно проникал и в социалистический мир: многие режиссеры мечтали снять свою femme fatale, а советские женщины — выглядеть, как она.
Работа Лауры Малви повлияла не только на теорию кино и междисциплинарные гендерные исследования, но и на общественное сознание, обнажив острую проблему. Бурные дискуссии вокруг эссе привели к тому, что в голливудском кинематографе чаще стали звучать призывы к отказу от сексуальной объективации. Это движение распространилось и на мультипликацию: активисты требовали, чтобы мотивы принцесс и других женских персонажей не сводились только к удачному замужеству.
Спустя полвека эссе Малви остается актуальным. По данным исследования, из более чем 1,5 тысяч голливудских фильмов, вышедших в 2007–2021 годах, лишь 5,4% были сняты женщинами-режиссерами. И хотя нельзя утверждать, что «мужской взгляд» напрямую связан с полом режиссера, есть риск, что такой подход по-прежнему доминирует в кино.
Как с этим призывала бороться сама исследовательница? Беспристрастность камеры и активное участие зрителей в интерпретации киноискусства — единственная возможность преодолеть влияние коллективного бессознательного, считает Малви.